Не секрет, что правильное понимание обязанностей каждого человека должно формироваться еще в детстве. Огромное значение здесь имеет пример внутри семьи.
Если родители уделяют внимание обсуждению вопросов экологии и сами занимаются разделением мусора, правильно его утилизируют, то такое же отношение будет и у ребенка. Однако немаловажно обговаривать такие проблемы и в школе – например, на уроках биологии или охраны жизнедеятельности.
Недавно на конкурсе креативных педагогических идей был представлен проект открытого урока на тему правильного отношения к мусору. Перед проведением основной дискуссии предлагалось разбить детей на группы по 2-3 человека, выделить каждой группе определенную сумму денег и предложить купить на них еду (по собственному усмотрению). После этого прямо в классе дети обедают принесенными продуктами, причем каждая группа отдельно складывает свои отходы.
После первого этапа урока начинается обсуждение разных типов мусора. Какой из них наиболее вреден для окружающей среды? Какой разложится быстрее, а что пролежит в земле сотни лет? Детям задается вопрос: куда, по их мнению, девается выброшенная упаковка после того, как они опустили ее в мусорный бак?
Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая помогает научиться классифицировать отходы (твердые бытовые, пищевые, химические) и соответственно разделять мусор. Проводится беседа о проблеме мусора (как получается, что человек использует природные ресурсы, которые затем просто оседают на свалках), путях ее решения.
Педагог рассказывает о том, как рационализировать производство мусора каждым человеком, уменьшить его количество. Например, сдавать макулатуру, стараться не пользоваться техникой на батарейках и отказаться от полиэтиленовых пакетов и пластмассовой тары. Рассказывается о том, как происходит вывоз мусора и что с ним происходит после этого на свалке.
Такие уроки не только рассказывают детям о существующей проблеме, но и заставляют их задуматься. Ведь в недалеком будущем им самим придется решать проблемы утилизации своих отходов и отходов своих семей. От того, какие понятия и отношение к окружающей среде сформировались с детства, зависит сознательность человека в будущем.