За последние двадцать лет в России многократно увеличился автомобильный парк. И это утверждение не нуждается в доказательствах: достаточно вспомнить о гигантских автомобильных пробках в крупных российских городах. Вместе с ростом количества автомобилей резко увеличилось и количество изношенных покрышек, вопрос утилизации которых в нашей стране не решён.
Изношенная автопокрышка – отход, с трудом поддающийся утилизации и переработке. Причин тому несколько:
- Площади земельных участков, занимаемые под свалки вышедших из строя автомобильных шин, превышают все разумные размеры.
- Для естественного разложения шины требуется очень длительный срок (несколько столетий).
- При уничтожении её путем сжигания выделяется большое количество вредных веществ (окись цинка, сульфид цинка, хлорированный диоксин, фуран и т.п.).
- Переработка резиновых шин затруднена из-за сложности отделения друг от друга материалов, применяемых при её изготовлении:
- капрона;
- каучука;
- нейлона;
- стали.
Варианты решения проблемы
На западе давно разработана схема, позволяющая выделить из отработавших свой срок автомобильных покрышек каучук. Для этого созданы специальные гигантские миксеры, сначала измельчающие резину и сплавленные с ней вещества. После измельчения получают резиновую крошку, имеющую частицы разной величины. Затем из измельченной крошки удаляют фракции, содержащие синтетические полимеры и сталь.
Как показала практика, полученная из автопокрышек резиновая крошка, обладает рядом полезных свойств и используется при производстве:
- адсорбентов, служащих для очистки водных поверхностей от нефтяных загрязнений;
- мостовой, аэродромной мастики и динамических дорожных порогов;
- асфальтовых и бетонных смесей, служащих в качестве дорожного покрытия;
- напольных покрытий для спортивных залов и теннисных кортов;
- резинотехнических изделий (шлангов, патрубков, гофров);
- подошв для обуви;
- новых автопокрышек, в качестве добавок;
- резинотехнических изделий для автомобилей;
- кровельных материалов (черепицы для крыш);
- бетона для строительства (в качестве добавки);
- мелкодисперсной резиновой крошки, являющейся дорогостоящим продуктом, идущим на экспорт.
В некоторых странах автопокрышки используют для изготовления строительных материалов без предварительной переработки. В Австралии покрышки заполняют грунтом, заливают пластификатором и в таком виде эксплуатируют как стройматериал для укрепления зоны прибоя. В Великобритании применяют как элементы при строительстве промышленных объектов.
Организация сбора старых автопокрышек
Одна из важнейших задач, которую необходимо решить, – сбор покрышек для утилизации и переработки. В разных странах задача сбора решена по-разному, но, в основном, отработанные покрышки собирают централизованно, из мест их наибольшего скопления (транспортных компаний, автосервисов, гаражей и автобусных парков). Для этой цели, в зависимости от необходимости, специализированным транспортом производят забор сырья и доставку на перерабатывающий завод или накопительный терминал, если в данном регионе завод по переработке отсутствует. С терминала вышедшая из строя покрышка отправляется на перерабатывающий комбинат.
Советуем также ознакомиться:
07 Октября 2010 Что нам делать с использованной батарейкой?
ействительно, что делать с маленькой и на первый взгляд совсем безопасной использованной батарейкой? Ещё совсем недавно мы спокойно выбрасывали её в ведро для мусора и никто из нас не задумывался, что использованная батарейка может принести вред нашему здоровью и экологии...
30 Сентября 2010 Медицинские отходы
Большое количество отходов, представляющих серьёзную угрозу здоровью и жизни человека, а также загрязняющих окружающую среду, образуется в медицинских учреждениях, в местах стационарного и амбулаторного лечения (диспансерах, клиниках и поликлиниках)...